Пятница, 24.11.2017, 16:03Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Творческие проекты » Проект

Творческий проект

                     Разговор с матрёшкой

(творческий проект)

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава I. Появление матрешки на Руси…………………………………….5

 

Глава II. Особенности росписи……………………………………………...7

  1. Семёновская (хохломская) матрёшка……………………………….7

  2. Сергиево - Посадская матрёшка……………………………………..7

  3. Полхов - Майданская матрёшка………………………………………8

  4. Вятская матрёшка……………………………………………………….9

 

Глава III. Авторская матрёшка……………………………………………...10

 

Глава IV. Второе рождение матрёшки……………………………………..12

 

Заключение…………………………………………………………………….13

 

Литература………………………………………………………………………14

 

Приложения…………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иногда о каком - нибудь незначительном, пустячном деле говорят: « А! Это просто игрушки!» Игрушки – пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробует представить, что все игрушки исчезли с лица земли: погремушки, мячики, скакалки, куклы.

«Да это же так страшно!» - скажите вы и будете правы. Мир стал бы скучным и безрадостным. Но дело не только в этом. Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они – её очевидцы, свидетели.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Многообразна современная игрушка. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь.

Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Матрешка - кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.

До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего. Кто же ты матрёшка – игрушка или сувенир?


 

Тема проекта:

О чём говорит матрёшка?

 

 

Гипотеза:

Матрёшка является не только памятным подарком и национальным сувениром, но прежде всего она игрушка.

 

 

Цель проекта:

Освятить историю появления русской матрешки, выявить отличия в росписи матрёшек.

 

Задачи проекта:

 

1. Изучить литературу по данной тематике.

2. Рассказать о появлении матрешки в России, ее истоках.

3. Описать особенности росписи матрёшки.

 

Работа состоит из введения, четырёх глав и заключения. В работе имеются список литературы, 1 рисунок и 14 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Появление матрешки на Руси.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов.

И привезла однажды помещица Мамонтова из

Японии игрушку большеголового деревянного

японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и

японец – малыш спрятан. Всего таких куколок

насчитывалось пять.

Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии

деревянную игрушку называли Фукуруму, что Рис1.Фукуруму означает веселый складной старичок.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке (приложение 1). Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

До конца 90-х годов 18 века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской "Детское воспитание", а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь у девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Вот мы все матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет

По другой версии так назвали игрушку, потому что в дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарную разъемную красочно расписанную деревянную матрешку. Но и по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весь­ма условен. Образ женщины — матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.  

Условны форма игрушки, изображе­ние ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках


 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности росписи.

1. Семёновская (Хохломская) матрёшка

В Хохломе матрешки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют.

Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрешка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Кажется, работа подходит к концу, но самое главное еще впереди - это роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто "ради этой росписи и делали саму матрешку. Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. Художницы не повторяют найденное в природе, а создают свое причудливое сочетание форм и цвета. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, его по давней традиции пишут чуть справа. Художницы стараются найти свое цветовое решение, каждый раз новое и неповторимое, присущее только им одним. Благодаря их творчеству и богатой фантазии каждая матрешка имеет свой характер, свой наряд, свое образное выражение.

На предприятии "Хохломская роспись" в 1970 г. была изготовлена и отправлена в Японию на выставку "Экспо -70" 72 - местная уникальная матрешка (диаметр 0,5 м, высота 1 м). Толщина стенок куколки не превышала 0,5- 0,6 мм. Стоимость такой матрешки приближалась к 3000 рублям.

2. Сергиево – Пасадская (Загорская) матрёшка

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки. Был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево - Посадской или Загорской.

В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.

В сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице - Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения (приложение 2).

Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. В росписи обычно используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

 

3. Полхов – Майданская матрёшка

 

Большое село Полхов - Майдан находится около Нижнего Новгорода, раскинувшегося на берегу Волги. «Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей». А Полховка - это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан. В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в селе Полхов - Майдан. Мастер А.Ф.Майоров привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек.

   Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных до одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек (приложение 3).

Сколько труда и любви пришлось вложить мастерам, чтобы эти матрёшки засияли радостной красотой. Так и, кажется, что сейчас матрёшки пустятся в пляс. Не зря сами мастера называют свои изделия за весёлую и яркую пестроту «тарарушками».

 

4. Вятская матрёшка

 

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки - родом из Вятки.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает, настолько они мило и приветливо (приложение 4).

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Авторская матрёшка

 

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни.

Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол.

Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники – матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками.

Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и другие (приложение 5).

Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех» (приложение 6).

Можно сказать, что искусство современной матрешки как бы концентрирует в себе все богатство художественных традиций русской народной росписи.

Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения.

Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К. Саврасова. В Д Поленова. И.Н. Шишкина. В.М. Васнецова.

Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными композициями современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.

Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством (приложение 7). Кроме того, часто заказывают мастерам матрёшку – портрет (приложение 8). В продаже можно встретить матрёшек с изображением популярных артистов или киногероев (приложение 9). Изготавливаются матрёшки к праздникам, в том числе и церковным (приложение 10).

Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику.

 

    


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

Глава IV. Второе рождение матрёшки

 

Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Она - драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы... Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга - крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелки, кулоны и подвески с фигурками "неделимых" матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде - столице русской игрушки… (приложение 11).

А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско - майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно!

Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей. Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме. Компания Золотой Граль располагает собственным производством по изготовлению матрешек, расположенным в городе Сергиев Посад.

В китайском городе Маньчжурия построено гигантское сооружение в форме матрешки высотой 30 метров. Там расположен ресторан европейской кухни и зал для представлений (приложение 12).

 

 


 

 

 

 

 

Заключение

 

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. Первая русская матрешка появилась в конце 19 века, и сразу снискала небывалое признание, как символ русского народного искусства. Имя своё матрешка получила от самого распространенного в то время женского имени на Руси – Матрена, которое символизирует богатырское здоровье, успех, благополучие.

Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполниться, причем, чем больше труда вложено в матрешку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрешки, тем быстрее желание исполниться. Матрешка – это тепло и уют в доме.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в том, что эта деревянная фигурка была задумана как игрушка.

  Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.

   История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. 

При опросе учащихся начальных классов, выяснилось, что только 2% учащихся знают, что матрёшка родом из Японии (приложение 13).

78% учащихся считают матрёшку сувениром, 16% считают её игрушкой, а 6% учащихся не смогли ответить на этот вопрос (приложение 14).

Почему матрёшку назвали матрёшкой и сколько ей лет - не знает никто.

Для ознакомления учащихся с историей появления матрёшки были проведены: праздник – игра «Расскажи матрёшка», конкурс рисунков на лучшую матрёшку, конкурс поделок «Моя матрёшка», создан альбом со стихами и загадками «Моя Матрёна».

 

 

 

 

 

 


Литература

 

  1. Л. Н. Соловьева «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993

  2. И. Бусеева – Давыдова «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991

  3. О.Нефедова «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Проект | Добавил: Irina (15.01.2015)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz